IMG_2310

Трансформации миссионерского движения в Украине

Последние несколько лет, евангельские церкви в Украине переживают процесс миссиологического перехода от западных миссионерских моделей, которые были заимствованы от протестантов Европы и Северной Америки, к национальным инициативам, которые лучшее и точнее отображают колорит и контекст миссионерских задач, перед которыми стали постсоветские церкви региона Евразии.

Данная миссиологическая трансформация была исследована и проанализирована благодаря  Восточноевропейской христианской экспертно-исследовательской инициативе «Re-Vision» действующей при международной организации «Миссия Евразия». Ведь спустя 25 лет активной миссии, евангельские церкви находящиеся в пространстве бывшего СССР, как это заметил руководитель «Миссии Евразия», Сергей Рахуба – «столкнулись с новыми вызовами – враждебностью государства и общества, ограничением религиозной свободы, войной в Украине».[1]

Миссионерская роль церкви

Миссионерская роль церкви, прежде всего осознана представителями ветви радикальной реформации, такими как баптисты, но на сегодняшний день миссионерством занимаются все протестантские церкви. Протестантизм, возникший в начале XVI столетия в Германии и разделивший Европу на протестантский север и католический юг, практически два столетия был вне миссии. В течении двухсот лет, как отмечает Ральф Д. Уинтер в статье «Десять периодов в истории спасения», опубликованной в сборнике – «Миссиология. Библейский, исторический, культурный, стратегические аспекты», — «совершенно без участия протестантов происходило беспрецедентное распространение христианства в масштабах, никогда ранее не наблюдавшихся в истории миссионерского движения».[2] И это миссионерское движение возглавляли католики. Только в 1792 году, британский баптист Вильям Кэрри, преодолев свой кальвинизм, осознал ответственность протестантов перед миссионерской необходимостью и задачей благовестия мира.[3] В своей небольшой книге «Исследование обязанностей христиан по использованию средств для обращения язычников», он обосновал важность выполнение Великого поручения, не смотря на общее кальвинисткое представление, что «если Бог решил завоевать язычников, то это Он сделает и без нашей помощи».[4] Фактически, Лютеровский тезис о «церкви всегда реформирующейся»[5] и привел к тому, что протестантские церкви учитывая дух времени также включились во всемирную миссию.

Евангельские протестанты региона Евразии далеки от кальвинистских умозаключений в отношении миссии и исполнения Великого Поручения, но они сталкиваются с другой проблемой в своих миссионерских усилиях. Это прежде всего связано с тем, что исторически находясь под «железным зановесом» они не смогли обратить внимание, что модернистский мир, стал постмодернистским, а для этого необходимо изменение всей миссионерской стратегии и методологии. Об этом хорошо пишет в своей книге «Появляющаяся церковь» доктор богословия, Роман Соловий. Он говорит, что выполнение великого поручения на практике должно коренным образом измениться. Если раньше, в модернистскую эпоху благовестие и соответственно все миссионерство, было основано на аргументации и споре. Это была эпоха апологетики. То теперь во главе угла стоят отношения, при этом Соловий четко объясняет, что отношения – это не евангелизм через дружбу, а опыт отношения со всеми людьми, с которыми пересекается христианин в своем жизненном пути.[6]

Важность национальных миссионерских инициатив

Национальные миссионерские инициативы как важное и необходимое явление в жизни постсоветских последователей реформации, только сейчас оказались в зоне внимания исследований. Так, параллельно с исследованием миссионерских инициатив, проходило исследование феномена лидерства в евангельских церквах Евразии, которое проводила Высшая школа лидерства СПбХУ.[7] Чуть раньше, в 2014 году Международная молодежная организация “OneHope” провела исследование детских и молодежных служений в Украине и в странах Центральной Азии, для того чтобы лучше понимать миссионерское поле постсоветского региона. В общем, одним словом, мы оказались во времена исследовательских инициатив различных протестантских организаций и проектов, которых интересуют социологические измерения наследия реформации в странах Евразии.

Ценность Украины в миссиологическом банке региона Евразии

Украина занимает стратегическое положение среди постсоветских стран, как страна  наиболее открытая к евангельскому протестантизму. Евангельская церковь в Украине

пережила ряд определенных процессов, которые позволили ей переосмыслить свое

отношение к обществу. Это  связано с войной, политическим кризисом и упадком экономики. Церкви пришлось в экстренной ситуации пересматривать всю свою социальную доктрину и свою роль в обществе, которое оказалось в состоянии перманентной «перезагрузки власти».

Именно в этот период церкви становятся активными в своем социуме, становясь основой для зарождающегося гражданского общества и понимая свою задачу по преобразованию общества. В итоге, украинские евангельские церкви использует собственные национальные интеллектуальные, человеческие и идейные ресурсы для исцеления ран общества, чтобы в итоге осуществить поставленную миссионерскую задачу великим поручением.

Если говорить в общем, то в Украине протестантскими лидерами являются евангельско-баптистские церкви и церкви христиан веры евангельской (пятидесятники). Если в 90-е и в начале 2000-х не смотря на рост, баптисты и пятидесятники были заняты внутренним обновлением, поэтому на слуху были так называемые «харизматические» церкви, которые бурно росли в городах, используя свою мобильность и отсутствие религиозного воспитания в постатеистическом обществе, то сегодня ситуация изменилась.

Многие харизматические церкви, которые быстро вырастали в 90-е и в начале 2000-х, также быстро и сократились, в 2010-е, оказавшиеся заложниками культа «пастора» и погрязшие в различных финансовых и сексуальных скандалах своих лидеров. В то время, как так называемые традиционные евангелики, которыми считаются баптисты и пятидесятники, опять оказались в поле зрения общества, оказавшегося перед необходимостью ревизии своего религиозного прошлого. Тем более, сложность украинского социально-политического контекста связана с имитацией проведения необходимых реформ во всех сферах жизни[8] и как следствие, мы не видим позитивных преобразований и как результат, жизнь не становится лучше, а проевропейский ориентир Украины наталкивается на жесткую реальность пути по кругу. Это в итоге приводит к неспособности евангельских протестантов повлиять на общество, реализовывая свой миссионерский потенциал.  Это видно и социологически.

Исследование показало, что харизматическая и полноевангельская группа церквей занимает всего 11% от всего числа евангельско-протестантских церквей, в то время как баптисты и пятидесятники занимают 84% всех протеcтантских церквей. В общем,  евангельские протестанты Украины не равнодушны к судьбе своей страны и постоянно подчеркивают важность позитивных трансформаций в социально-экономической сфере, видя в этом основную повестку дня. Церкви пытаются рассредоточить свое внимание со «спасения человеческих душ»[9], на активное участие в создании «нового общества», преображая тем самым изнутри украинский социум. Нужно отметить и то, что количество протестантов в Украине возросло с 2,4%[10] в 2013 г., до 4,5%[11] на начало 2017 года. Так же нужно отметить, что во многом это связано с тем, что протестантские церкви очень сильно работают с целевой аудиторией беженцев и внутренних переселенцев. Практически одна треть всех беженцев и внутренних переселенцев в Украине – это аудитория церкви[12], а их по официальной статистике в Украине более миллиона человек.[13]

Изменение миссионерской парадигмы в украинских евангельских церквах

Еще одно изменение в парадигме служений украинских евангельских церквей находится в области взаимодействия с международными миссиями и организациями. На сегодняшний день, все больше миссионерских инициатив так или иначе переходят на национальный формат служения, а международные организации становятся партнерами, нежели конкурентами, осознавая силу национальных моделей служения. С другой стороны мы видим определенное отсутствие интереса церквей к различным христианским организациям, занимающимися служением на профессиональной основе. Так 49% опрошенных церквей в своем служении практически не взаимодействуют с миссиями, полагаясь на свои внутренние ресурсы. Это может говорить как о разочаровании в служении миссий, ведь только 34% церквей сотрудничают с международными миссиями, так и о слабом контенте национальных инициатив. Но ситуация не стоит на месте и в ближайшее время есть надежда увидеть серьезные изменения в лучшую сторону в области взаимоотношений между церквами и миссиями. Ведь для миссионерских служений, как национальных, так и международных – это вызов, осознавать, что их ресурсы устарели или не актуальны.

Миссиям постоянно необходимо мониторить церковный рынок, чтобы понимать свою адекватность, а также общую нужду. Это можно увидеть на примере взаимодействия церквей Украины с миссиями в области основания новых церквей в 90-е, исследуя рост самого крупного протестантского союза Украины – Всеукраинского объединения евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ). На 1 января 1992 года этот союз насчитывал 1100 общин в своем составе.[14] За двадцать лет баптистское братство выросло в 2,3 раза, но пик роста приходится на 2004 год и за это время церковь выросла до 2311 церквей.[15] После 2004 года мы не видим стремительного роста, как это было до 2004 года, но в общем количество общин увеличилось до 2014 года.[16] Приведенная статистика, как уже выше говорилось, указывает на большой акцент церквей и миссий на основании новых церквей. Это связано также с тем, что в эти годы создание церквей было востребованным и по уровню организации сравнительно не сложным. Бум роста активности в области основания новых церквей перепадает на период с 1992 по 2003 год включительно, а дальше мы видим спад. В период 1992-2003 гг. в плане создания новых церквей участвуют очень много христианских национальных и международных организаций. Это и Центр христианского сотрудничества (Киев), и «Библейская лига», и «Проект 250» при Ассоциации «Духовное возрождение» и многие другие.

В то же время, проект подготовки миссионеров оставил после себя только одну модель осмысленного создания общин, выраженную в трехтомном пособии «Основание новых церквей», изданного Ассоциацией «Духовное возрождение» еще в 2001 году.[17] Нужно отметить, что на данную тематику все же издавалась литература переводного характера, которая отображала западный взгляд на организацию новых церквей. Среди них две книги отображающие две разных перспективы в основании новых церквей. Одна книга, это книга под редакцией Тома Джонса – «Основание церквей: от а до я»[18] изданная в 2011 году, делает акцент на создании церквей «крупного калибра», так называемых «мегацерквей», которые устремленные на массы и сориентированы на хорошо организованную работу с людьми. Но эта книга не является учебным пособием, а всего лишь сборником статей на данную тематику и может рассматриваться только лишь как дополнительная литература для тех, кто в теме основания новых церквей. И книга Фрэнка Виолы «Как найти живую церковь. Книга о том, как основать и укреплять настоящую христианскую общину»[19], изданная в 2010 году и предлагающая модель небольших «живых» общин, которые подобно семье, являются неформальными и не иерархическими.

Тема основания новых церквей на сегодняшний день переживает новую волну, после небольшого спада и «тайм аута». Появляются новые игроки. С одной стороны это движение М4, которое возникло в Норвегии и перенеслось в континентальную Европу. Это движение  ставит перед собой смелую задачу – создавать новые церкви в «старой» Европе.[20] Сегодня это движение действует в нескольких постсоветских странах и приходит в Украину, чтобы оживить движение по основанию новых церквей, которое оказалось перед кризисом из-за спада миссионерской активности после 2006 года.

Если вернуться к анализу статистики роста церквей в ВСЦ ЕХБ, то мы можем видеть этот спад с 2004 года, который продолжился серьезным сокращением миссионерской активности в последующие 10 лет. Если за десятилетний период с 1994 по 2004 гг. было открыто и зарегистрировано 1037 церквей, то за следующий десятилетний период с 2004 по 2014 гг. было открыто и зарегистрировано всего 265 церквей. Это говорит о серьезном спаде миссионерской деятельности, продиктованной прежде всего сокращением интереса, необходимости, человеческих, лидерских и финансовых ресурсов в этой области миссионерского служения.

Если до 2004 года, миссионерское служение церкви воспринималось только как основание новых церквей, то в последующие годы это понимание начало постепенно изменяться. Это мы видим на примере появления в 2014-2015 гг. двух книг написанными национальными евангельскими богословами о миссии. Это книга Питера Пеннера «Миссиология и герменевтика» и коллективная сборник статей под редакцией Владимира Убейволка – «Новые горизонты миссии». В этих двух книгах мы видим расширенное представление о миссии, которая уже не заключается только в основании новых церквей, но рассматривает как часть своей работы: социальное служение, миссию в профессии, образование, благотворительность, психологическую помощь и т.д.

 

Вызовы и нужды евангельских церквей Украины с точки зрения миссии

С какими вызовами и нуждами сталкиваются украинские евангельские церкви? Опрос показал, что церкви по-прежнему испытывают дефицит лидеров, нуждаются в финансах и им необходимы технологические ресурсы.[21] Среди вызовов, которые стоят перед церковью на первом месте – это состояние апатии, на втором месте – ситуация войны и третье, что дестабилизирует церковь – это материализм.[22] Все эти нужды и вызовы взаимосвязаны между собой и показывают нам, что нужно делать сегодня церкви? Отвечая на этот вопрос, мы понимаем, что по-прежнему во главе угла кадровая и ресурсная политика церкви, которая не смотря на всяческие попытки по решению этих проблем, все же остаются неизменными вопросами церкви для повестки дня на следующее десятилетие.

 

Тетерятников Константин,

Исследовательский проект

«Миссия Евразия»

 

 

Литература

[1] Мелешко, А. Тетерятников, К. Черенков, М. Миссия в Евразии: опыт и новые инициативы евангельских церквей. Часть 1. Обзор. – Киев: Исследовательская инициатива «Re-Vision», 2017 г. – 3 с.

[2] Уинтер, Д. Ральф. Десять периодов в истории спасения. Миссиология Библейский, исторический, культурный, стратегические аспекты: Учебное пособие /Под ред. А. Чацкого и Д. Овертона – М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2001. – 125 с.

[3] Уинтер, Д. Ральф. Четыре человека, три эпохи, два переходных периода. Миссиология Библейский, исторический, культурный, стратегические аспекты: Учебное пособие /Под ред. А. Чацкого и Д. Овертона – М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2001. – 141 с.

[4] Там же, — 141 с.

[5] Перманентная реформация. Предсоборные тезисы. Философско-религиозные тетради. Тетрадь №3. Материалы Второго Евангельского Собора. – М. 2012. – 24 с.

[6] Соловий, Р. Появляющаяся церковь Евангелическое христианство перед вызовом постмодернизма. – Черкассы: Коллоквиум, 2014. – 295 с.

[7] Негров, А.И. Белов А.Э. Феномен лидерства в среде евангельских христиан Евразии. Выпуск 1. – СПб.: СПбХУ, 2016. – 5 с.

[8] Малко Роман. Грандіозна імітація. Світ у 2016. Український випуск. Український тиждень, 2016. – 126 с.

[9] Пеннер, Питер. Миссиология и герменевтика. Прочтение библейских текстов в контексте миссии. Серия «Коллоквиум в монографиях». – Черкассы: Коллоквиум, 2014. – 22 с.

[10] Протестантизм в Україні. Електроний ресурс. Режим доступу:
https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D1%96
[11] Протестанти в Україні. Електроний ресурс. Режим доступу: https://joshuaproject.net/countries/UP
[12]Мелешко, А. Тетерятников, К. Черенков, М. Миссия в Евразии: опыт и новые инициативы евангельских церквей. Часть 1. Обзор. – Киев: Исследовательская инициатива «Re-Vision», 2017 г. — 29 с.
[13] На конец 2015 года в Украине зарегистрировано более миллиона переселенцев. Електроний ресурс. Режим доступу: http://censor.net.ua/news/367038/na_konets_2015_goda_v_ukraine_zaregistrirovano_bolee_milliona_pereselentsev_goschs
[14] Решетнікова, Тамара. Баптизм
http://risu.org.ua/ua/index/reference/major_religions/~%D0%91%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC/33651/
[15] РЕЛІГІЙНІ ОРГАНІЗАЦІЇ В УКРАЇНІ (СТАНОМ НА 1 СІЧНЯ 2004 Р.)
http://risu.org.ua/ua/index/resourses/statistics/ukr2004
[16] РЕЛІГІЙНІ ОРГАНІЗАЦІЇ В УКРАЇНІ (СТАНОМ НА 1 СІЧНЯ 2014 Р.)

http://risu.org.ua/ua/index/resourses/statistics/ukr2004

http://risu.org.ua/ua/index/resourses/statistics/ukr2014/55893/

[17] Основание новых церквей. Учебное пособие. Книга 1. Под ред. Дж. Геске, В. Сукочева и Н. Четвериной. 2-е изд. – М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2001. – 384 с.

[18] Основание церквей: от а до я [Сб. ст.] /Ред. Т. Джонс. / [Пер. с англ. Л. Кузнецовой]. – Н. Новгород: «Агапе», 2011. – 348 с.

[19] Виола, Ф. Как найти живую церковь. Книга о том, как основать и укреплять настоящую христианскую общину. / Пер. с англ. – Ирпень: Ассоциация «Духовное возрождение», 2010. – 293 с.

[20] Эйвинд Аугланд, Харольд Гизельбрехт. «М4» — Часть 1. Новые люди – новые сообщества. От мечты к реальности. – Коростень: МЧП «Траиада С», 2016. – 3 с.

[21] Мелешко, А. Тетерятников, К. Черенков, М. Миссия в Евразии: опыт и новые инициативы евангельских церквей. Часть 1. Обзор. – Киев: Исследовательская инициатива «Re-Vision», 2017 г. – 75 с.

[22] Там же, — 76 с.

/ Новости

Поделиться Новостью